Практическое занятие 1. Философия как опыт свободомыслия

1. Своеобразие философии, её предмет и роль в жизни человека и общества. Структура философского знания.

2. Философия и мировоззрение. Функции философии.

3. Философия как вид знания. Философия и наука.

4. Философия и религия. Философия и искусство.

5. Размышления философов о предназначении философии, её предмете и роли в жизни человека и общества.

Практическое занятие 2. Разрешен ли сегодня спор эмпиризма и рационализма?

1. Всеобщее как предмет спора.

2. В чем состояло разногласие Платона и Аристотеля по этому вопросу?

3. Как этот спор развернулся в позициях номинализма и реализма?

4. Отношение к этому спору рационалистов и сенсуалистов в Новое время.

5. В чем состояло решение И.Канта?

6. Идея универсального в современной философии.

Практическое занятие 3. Человек в поиске Истины

1. Как это быть истинным?

2. Аристотель о способах истинствования души.

3. Гносеологическое и онтологическое понятие истины.

4. Диалектика знания, претендующего на истинность.

5. Критерии истины в познании.

6. Проблема истины в современной науке.

Практическое занятие 4. Философские модели и научные картины мира

1. Характеристика исходной познавательной ситуации

2. Требование к онтологической модели

3. Базовые онтологические модели

4. Оправдание и критика различных моделей

5. Научная картина мира

6. Современная информационная научная картина мира

7. Эволюционная научная картина в свете информационного подхода

Практическое занятие 5. В чем сущностное отличие человека от животного и есть ли оно?

1. В каком смысле человека можно считать животным?

2. Современные данные науки о поведении животных (этологии). О интеллекте животных.

3. Есть ли у человека потребности, которых нет у высших животных?

4. Pro & Contra естественнонаучной теории антропогенеза.

5. Современные данные психологии развития личности.

6. Природа человеческой личности.

Практическое занятие 6. Существует ли свобода воли?

1. Можно ли доверится собственному опыту свободы воли? (Почему обычно человек думает, что он волен поступать по собственному желанию?)

2. Как возможна свобода в сфере природной необходимости?

3. Основные решения проблемы свободы воли в истории философии. (Стоики – Бл.Августин – Спиноза – Кант – Гегель – Бердяев - Сартр - Хайдеггер)

4. Порождает ли свобода ответственность?

Практическое занятие 7. Проблема «сознание – тело»

1. Попробуем разобраться, что мы имеем в виду, когда говорим: «сознаю!».

2. Pro & Contra понимания сознания как функции “особым образом организованной материи”.

3. Основные положения трактата Аристотеля «О душе».

4. Зависят ли наши мысли от состояния тела?

5. Информационная теория сознания.

Практическое занятие 8. Во что человек может верить и на что надеяться? (Введение в философию религии)

1. Связь принципа конечности человеческого бытия с надеждой на бессмертие и потому с религиозной верой.

2. Вера как экзистенциал человеческого бытия. Разновидности веры.

3. Вера и религия. О чем свидетельствует религиозное чувство?

4. Итак: существует ли Бог?

5. Религия в жизни современного человека и общества.

Практическое занятие 9. Добро и зло

1. Что мы имеем в виду, когда говорим: «он добрый», «она хорошая», «хороший поступок» и пр.?

2. Можно ли допустить существование добра без зла? Насколько соотносительны эти моральные категории?

3. Моральные чувства. Какова их природа?

4. Моральные чувства и этические нормы.

Практическое занятие 10. Существует ли совесть? (К вопросу о «моральном законе во мне»)

1. Что значит «поступать по совести»?

2. Как бы люди поступали, если бы знали о своей безнаказанности?

3. В чем смысл «золотого правила морали»?

4. Идея кантовского морального императива.

5. Коммуникативная теория морального сознания.


0003149680909307.html
0003229469753350.html
    PR.RU™